Елена Прокопеня, УП «Белтехосмотр» 

Недавно УП «Белтехосмотр» рассказывало о тренажере «Урал-4320» (ТВ–4320), который помогает при обучении вождению учащихся автошкол. Такой тренажер установлен и используется в том числе в Военной академии. О нем читателей информирует ведущий специалист СООО «Виртуальные технологии» Сергей Ляпунов.

Динамические тренажеры грузовых автомобилей предназначены для обучения основным навыкам вождения и совершенствования приемов вождения в различных ландшафтных, дорожных и погодных условиях.

Компьютерная система формирования изображений в виртуальном трехмерном пространстве и использование реальной кабины водителя, установленной на многостепенной качающейся платформе, обеспечивают процесс обучения без расхода горюче-смазочных материалов и моторесурса транспортного средства в условиях классного помещения. Тренажер позволяет проводить обучение вождению тягача без прицепа, а также в составе автопоезда с полуприцепом или прицепом.

Кабина представляет собой имитацию рабочего места водителя в кабине реального автомобиля. Внутри нее установлены штатные органы управления движением, приборы контроля и сигнализации. Взаимное расположение и эргономика органов управления и контроля соответствуют органам управления и контроля реальной машины.

Система визуализации дорожной обстановки основана на построении изображения непосредственно на ветровом и боковых стеклах кабины, что позволяет достичь максимальной реалистичности внешней обстановки. Зеркала заднего вида имитируются в поле зрения левого и правого окна с учетом их расположения относительно кабины. Углы наклона и поворота зеркала заднего вида регулируются с места водителя.

В кабине водителя установлена акустическая система для воспроизведения шумовой обстановки вокруг автомобиля и имитации звуков работы двигателя с учетом режима его работы (обороты, нагрузка) и других систем автомобиля. Система вместе с установленным в кабине микрофоном обеспечивает двустороннюю связь водителя с инструктором.

В тренажере используется электрическая динамическая платформа с тремя степенями свободы. Платформа представляет собой прямоугольное основание с механизмом колебаний, смонтированное на неподвижной основе, где располагается электронная аппаратура управления платформой. Система колебаний основана на стандартном для тренажерной индустрии синергетическом механизме. Подвижность обеспечивается электромеханическими приводами, каждый из которых с одной стороны присоединен к платформе, с другой – к неподвижной основе.

В тренажере реализована программная модель автомобиля, имитирующая конструкцию и работу его агрегатов и механизмов. Данная модель обеспечивает имитацию движения в зависимости от параметров двигателя и ходовой части, состояния дорожного покрытия, особенностей ландшафта, загруженности машины, имитируемых неисправностей автомобиля.

Имитируемая обстановка такова.

- Сезон – лето, зима.

- Время суток – день, ночь.

- Погодные условия – дождь, снег, туман.

- Реализовано – изменение глубины видимости, изменение состояния дорожного покрытия.

- Автодром – учебная площадка, учебные маршруты (автомагистраль), учебные маршруты (проселочная дорога), город, пограничный переход, таможенная площадка.

- Протяженность маршрутов – до 30 км.

- Количество упражнений – не менее 50.

- Тип местности – равнинная, среднепересеченная, горная.

Тренажер, как правило, поставляется в комплекте с упражнениями по вождению на учебной площадке и различных трассах в городских и загородных условиях с автоматической системой оценки выполнения упражнения. Система оценивания учитывает следующие параметры: соблюдение правил дорожного движения, столкновения с другими участниками движения или препятствиями (ограничителями) на дороге, среднюю скорость движения, средний расход топлива.

Комплект включает упражнения с различным уровнем сложности в зависимости от уровня подготовленности обучаемого. Возможен просмотр записи пройденных упражнений и прохождение теста по теме упражнения. Инструктор может изменять и добавлять маршруты движения, устанавливать время на выполнение упражнения и т.д.

Тренажер предназначен для эксплуатации в помещениях при температуре от 10 до 28 градусов тепла. Рассчитан на работу в течение 8 часов без перерыва и не менее 12 часов работы в день. Электропитание осуществляется от однофазной сети переменного тока: напряжение – 220 В, частота – 50 Гц, потребляемая мощность – не более 3,2 кВт. имеются стабилизатор напряжения и блок бесперебойного питания. Время готовности к работе составляет не более 5 минут. Минимальная площадь размещения – 24 кв. метра.

 

"Виртуальная реальность", Елена Прокопеня, "Транспортный вестник", №39(5630), 30.09.2010

Login Form

Scroll to top